Чтобы выяснить причину снижения качества производимого товара, производительности, в настоящее время используют метод 4М, придуманный японцем Каору Ишикава. Он предложил новый способ анализа данных. Диаграмма Исикавы входит в семь основных инструментов контроля качества на производствах. Она применяется на предприятиях Тойота. Подойдет она и для других производств, например, термопластавтоматов. Анализ оценивает 4 параметра: люди (Man), оборудование (Machines), материалы (Materials), методы (Methods). Дополнительно учитывают Mother Nature — окружающую среду, и
Measurement - измерения.
Как оценивают производство по 4 M-методу?
Первое, что оценивается методом анализа коренной причины - человеческий фактор. Учитываются следующие факторы:
- Выполняет ли персонал инструкции?
- Эффективно ли люди работают?
- Достаточно ли ответственно они подходят к выполнению своих обязанностей?
- Имеют ли работники соответствующий уровень квалификации, опыт, навыки?
- Каковы отношения между работниками и климат в коллективе?
- Здоровы ли сотрудники?
- Правильно ли сотрудники назначены на соответствующие должности?
Следующий фактор - материалы. Задаются вопросы:
- Каким требованиям должны соответствовать материалы и соответствуют ли?
- Достаточное ли количество сырья используется? Есть ли избыток?
- Подходит ли материал для производства по качеству, брэнду?
- Загрязнено ли сырье и не загрязняется ли оно во время производства или хранения?
- Защищены ли материалы от негативных факторов?
- В удобном ли месте они хранятся.
Методы на производстве оцениваются так: являются ли они эффективными и безопасными, соответствуют ли условия нормам (освещение, вентиляция, влажность, температура), актуальны ли способы.
Вопросы к оборудованию: не имеют ли чиллеры, термопластавтоматы и другие машины поломок, вовремя ли обслуживаются и инспектируются, обеспечивает ли необходимую производительность, не издает ли необычных шумов.
На основе оценки 4 показателей составляется диаграмма в виде рыбьего скелета. Руководство принимает решение на основе данного анализа.